Фрагмент текста из А. С. Филоненко из "Отрока": «Мы живём в интересные времена. С одной стороны, отовсюду звучат призывы к энтузиазму: "Что бы ни случилось — не беда, мы должны взять себя в руки, всё исправить, просто быть более внимательными". То есть провозглашается некий всеобщий оптимизм по поводу нашей способности пройти через любые испытания. С другой стороны, как бы мы себе чего-то там не нафантазировали, постоянно возникают обстоятельства, которые оказываются сильнее нас, и мы вновь и вновь упираемся в осознание того, до какой степени мы слабаки и бедняги. Что бы ни предпринимали, велика вероятность не справиться, с чем-то не совладать.(...) Благая весть, за которой идёт Данте, заключается в том, что единственной силой, способной совладать с нашими ошибками, являемся не мы сами, а Божия милость. И это не какая-то абстрактная вещь, а то, что мы должны в своей жизни обнаружить. Наша главная цель — открыть присутствие милосердия в своей жизни. В этом смысле Данте — это тот, кто говорит: "Не полагайтесь на свои силы, они действительно крошечные. Но есть сила, за которую вы можете держаться и которая очистит любые ваши ошибки. Настоящее искусство жизни заключается во внимании к этой силе". Современный человек задыхается от трудностей, неопределённости, кризиса. Он парализован страхом и понимает, что его возможности на исходе или уже давно исчерпаны. Но он может посмотреть вокруг себя и обнаружить хотя бы малую крупицу красоты и милости, чтобы, пойдя за ней, открыть для себя путь, который начинается с его "да" и широко открытых глаз. Это действительно путь терпеливого человека, но терпение — не атрибут силы, а характеристика его внимания к милосердию. Опять-таки, в самой первой песне "Чистилища", когда Вергилий готовит Данте к восхождению, он омывает его глаза от пепла ада и опоясывает поясом из тростника, растущего в море у самого берега. Такой вот символ, что выдержать волнение моря жизни может только тростник — гибкий, но отнюдь не слабый...»